бесплатно рефераты
 

Диплом: Детективная деятельность

Диплом: Детективная деятельность

Министерство общего и профессионального образования российской федерации

Пермский государственный университет

Высший юридический колледж

Закон “О частной детективной и охранной деятельности”: практический аспект

Выпускная квалификационная работа студента II курса заочного отделения,

Новикова Артема Александровича

Научный руководитель:

Чудин Николай Михайлович

Пермь 2000 г.

Введение......................................................................................................

3

Глава I. Проблемы деятельности частных охранных

структур.......................................................................................................

6

Глава II. Общие вопросы деятельности частных охранных

структур.....................................................................................................

16

§ 1. Коммерческая

тайна...................................................................... 16

§ 2. Обеспечение защиты секретной информации..................... 21

§ 3. Технические средства негласного получения

информации и способы борьбы с

ними........................................................................ 38

Заключение............................................................................................

44

Библиографический список.................................................... 46

Нормативные

акты..................................................................................

46

Специальная

литература.........................................................................

47

Введение

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая

нестабильность, возникновение новых форм собст­венности, рост числа новых

субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие

предпринимательства и расширение частно­го сектора экономики неизбежно

повлекли за собой изменение сис­темы субъектов борьбы с преступностью в

России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные

формирова­ния, такие как добровольные народные дружины, в то же время

возникли новые субъекты борьбы с преступно­стью. В частности, интенсивно

развивался институт частной детек­тивной и охранной деятельности.

В настоящее время некоторые должностные лица МВД и депутаты Государственной

Думы предлагают отказаться от вооруженной частной охраны вообще. За этими

структурами оставить лишь такие незначительные функции, как неофициальный

частный сыск, сторожевую охрану и прочее, но без оружия. А всю вооруженную

охрану передать в МВД.

Это мнение существует, но возможно ли в условиях рыночной экономики

реализовать такие идеи?

Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание

государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных

органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности

своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более

высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только

способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих

граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не

только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и

различными способами стимулируют их развитие.

Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят

существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны

коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и

финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на

работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений,

сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в

целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной

ситуации в стране.

В настоящее время частной охранно-сыскной деятельностью в РФ занимается около 25

тысяч частных охранных предприятий и служб безопасности, представляющих на

договорных условиях услуги по защите жизни и здоровья граждан, охране грузов,

консультации по защите от преступных посягательств, монтаж средств сигнализации

и охрану порядка на различных мероприятиях. К этому же кругу предприятий

необходимо отнести фирмы, обеспечивающие производство программно-технических

комплексов защиты информационных систем, предприятия обеспечения

информационной, коммерческой, пожарной и экологической безопасности. Создано

значительное количество негосударственных учебных центров и школ,

специализирующихся на подготовке частных детективов и охранников. Только в

Москве зарегистрировано, около 4 тысяч негосударственных охранно-сыскных

предприятий и служб безопасности при банках, фирмах, общественно-политических

объединениях; выдано более 28 тысяч лицензий на право занятия частной охранной

и детективной деятельностью.[1]

В нынешней острой криминогенной ситуации частные охранно-сыскные предприятия

стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они

вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с

нею.

Попытка бездумного удушения, разрушения негосударственных охранных

предприятий законодательным, путем, либо волевыми решениями отдельных

недальновидных политиков сыграли бы явно на руку преступному сообществу.

Такие действия способны резко обострить и без того сложный социальный климат

в стране, поскольку сделали бы безработными сотни тысяч здоровых, хорошо

подготовленных, имеющих боевой опыт бывших офицеров и лишили бы средств к

существованию их семьи.

Учитывая прогнозируемый экспертами затяжной кризис российской экономики,

сохранение остроты криминогенной обстановки, на обозримую перспективу

совершенно логичным было бы дальнейшее развитие и укрепление института

частных охранных предприятий и служб безопасности. Поэтому наиболее

продуманным, полезным с государственной точки зрения, было бы подкрепленное

законодательно решение о дальнейшем стимулировании развития и

совершенствовании уже существующей и действующей системы частных охранных

структур, работа по ее более органичному включению в общую систему органов

безопасности страны.

Таким образом, выбранная мной тема “Закон “О частной детективной и охранной

деятельности”: практический аспект” представляется очень актуальной.

Важность темы связана с необходимостью определения места, частных охранных и

детективных предприятий в борьбе с преступностью, а также создания условий,

необходимых для оптимального включения част­ной охранно-сыскной деятельности

в эту деятельность.

Работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматриваются проблемы деятельности частных охранных

предприятий в свете действия закона “О частной детективной и охранной

деятельности”, обосновывается закономерность и необходимость их

возникновения, и роль в борьбе с организованной преступностью.

Во второй главе раскрывается понятие коммерческой тайны и секретной

информации, средств и методов их защиты, принципы подбора кадров для

предприятий, правила работы с документами содержащими конфиденциальную

информацию, практические рекомендации по организации работы службы

безопасности коммерческого предприятия.

Частная охранная и детективная деятельность появилась сравнительно недавно,

поэтому специальная литература по этой тематике практически отсутствует. При

написании работы использовался автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата юридических наук О. А. Евлановой, в котором рассмотрен

криминологический аспект участия частных детективных и охранных предприятий в

борьбе с преступностью, статья В. В. Марущенко в сборнике “Мир безопасности”

посвященная проблемам развития негосударственных служб безопасности. При

обзоре вопросов обеспечения защиты коммерческой тайны и использовании

специальных технических средств использовались работы Э. Соловьева

“Коммерческая тайна и ее защита” и Дж. Стокса “Защита коммерческой

информации”, а также специализированные периодические издания “Мир

безопасности” и “Безопасность и бизнес”.

Глава I. Проблемы деятельности частных охранных структур

К числу изменений, произошедших в последние годы в право­вой сфере, следует

отнести передачу части функций государствен­ных правоохранительных органов и

спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам

безопаснос­ти предприятий и организаций, в которых в настоящее время

рабо­тают сотни тысяч человек.

Правовой основой частной детективной и охранной деятельно­сти являются

Конституция Российской Федерации, Закон Россий­ской Федерации “О частной

детективной и охранной деятельности” от 11 марта 1992 года и другие законы и

правовые акты Российской Федерации. В соответствии со ст.1 указанного выше

закона частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание

на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях

зашиты законных прав и интересов. Подобная дея­тельность может осуществляться

предприятиями, имеющими спе­циальное разрешение (лицензию) органов внутренних

дел Россий­ской Федерации.

В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной

деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные

действия, отнесенные законом к исключи­тельной компетенции органов дознания;

действие законов, закреп­ляющих правовой статус работников правоохранительных

органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную дея­тельность,

не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охран­ной деятельности:

сыск и охрана.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками

процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для дедовых переговоров, выявление

некредитоспособных или ненадежных деловых парт­неров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в

предпринимательской деятельности фирменных знаков и наи­менований,

недобросовестной конкуренции, а также разглаше­ния сведений, составляющих

коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об

отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и

иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учрежде­ниями,

организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с уча­стниками

процесса. В течение суток с момента заключения кон­тракта с клиентом на сбор

таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо,

производящее доз­нание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве

находится уголовное дело. В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транс­портировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-

пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по воп­росам

правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприя­тий.

Указанные выше услуги, особо подчеркивается в Законе, могут оказывать лишь

физические или юридические лица, имеющие ста­тус частного детектива, частного

детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного

охранного предпри­ятия либо охранно-сыскного подразделения. Физические и

юриди­ческие лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыск­ные и

охранные услуги.

Частным детективом признается гражданин Российской Феде­рации, получивший в

установленном порядке лицензию на част­ную сыскную деятельность и выполняющий

перечисленные в зако­не сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с

государствен­ной службой не допускается.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних

дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее

получение, сроком на 3 года.

В законе указаны ограничения на выдачу лицензии:

1) гражданам, не достигшим 21 года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу

психического заболевания, алкоголизма или наркома­нии;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении пре­ступления (до

разрешения вопроса об их виновности в установ­ленном законом порядке);

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судеб­ных, прокурорских

и иных правоохранительных органов по ком­прометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществ­лявшим контроль за

частной детективной и охранной деятель­ностью, если со дня их увольнения не

прошел год;

7) гражданам, не представившим необходимые документы.

Если гражданин не согласен с отказом в выдаче лицензии, он может обратиться в

вышестоящий орган внутренних дел или в суд. Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им извест­ными факты

готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политичес­кими и

религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в слу­жебных или

иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных

или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граж­дан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь,

достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение кли­ента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях

вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими ли­цами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных

переговоров и телеграфных сообщений либо связан­ных с нарушением гарантий

неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом

ответственность.

Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие ста­тус

юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию

в органах внутренних дел. Руководите­ли объединений обязаны иметь высшее

юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.

Обслуживание клиентов частным детективным предприятием (объединением)

осуществляется в соответствии с заключаемым письменным договором на оказание

услуг, где указывается содер­жание поручения, срок его выполнения, цена

договора, меры от­ветственности сторон.

Лицензии, выданные частным охранным предприятиям и их объединениям, должны

своевременно продлеваться. Лицензия подлежит аннули­рованию в случаях

нарушения закона, налоговых и иных финансо­вых обязательств. Аннулирование

лицензии может быть обжало­вано в вышестоящий орган внутренних дел или в суд.

Оказание указанных выше услуг в сфере охраны (защита жиз­ни и здоровья,

охрана имущества, охранная сигнализация и т.д.) разрешаются только

предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Эти предприятия

обязаны иметь лицензию, выда­ваемую в установленном порядке органами

внутренних дел.

Охранная деятельность не распространяется на объекты, под­лежащие

государственной охране, перечень которых утверждается Правительством

Российской Федерации.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны

имущества собственников, а также использо­вать технические и иные средства,

не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства

оперативной ра­дио- и телефонной связи.

Охранникам запрещается использовать методы сыска. Смешанная охранно-розыскная

деятельность может осуществ­ляться путем создания ассоциаций частных охранных

и частных детективных предприятий с сохранением их самостоятельности и прав

юридических лиц. Предприятия различных форм собственно­сти, действующие на

территории Российской Федерации, вправе создавать свои службы безопасности

для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной

безопасности. Ру­ководитель и персонал таких служб обязаны получить лицензии

и действовать на основании Закона о частной детективной и охранной

деятельности и уставов, согласованных с органами внутренних дел. Службе

безопасности запрещается оказывать какие-либо услуги, не связанные с

обеспечением безопасности своего предприятия.

В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается

применять специальные средства и огнестрельное ору­жие только в случаях и

порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией. К

специальным средствам относятся: препарат “Черемуха-10”, газовый пистолет,

наручники, салка резиновая, жилет защитный, шлем защитный. Охранник либо

частный детектив при применении специальных средств или огне­стрельного

оружия обязан: предупредить противника о намерении их использовать,

предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за

исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств

или огнестрель­ного оружия создает непосредственную опасность его жизни и

здо­ровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; стре­миться в

зависимости от характера и степени опасности правонару­шения и лиц, его

совершивших, а также оказываемого противодей­ствия к тому, чтобы любой ущерб,

причиненный при устранении опасности, был минимальным; обеспечить лицам,

получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить в воз­можно

короткий срок о происшедшем органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора обо всех случа­ях смерти или причинения

телесных повреждений.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраня­емую собственность,

может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть

незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Частные детективы и охранники имеют право применять спе­циальные средства в

следующих случаях: для отражения нападе­ния, непосредственно угрожающего их

жизни и здоровью; для пре­сечения преступления против охраняемой ими

собственности, ког­да правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для

отражения нападения, когда их собствен­ная жизнь подвергается

непосредственной опасности; для отраже­ния группового или вооруженного

нападения на охраняемую соб­ственность; для предупреждения (выстрелом в

воздух) о намере­нии применить оружие; а также для подачи сигнала тревоги или

вызова помощи. О каждом случае применения огнестрельного ору­жия охранник

обязан незамедлительно информировать орган внут­ренних дел по месту

применения оружия.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой

стаж и стаж для назначения пособий по государ­ственному социальному

страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

и в Фонд государствен­ного социального страхования Российской Федерации.

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной де­ятельностью,

работающие по найму, подлежат обязательному стра­хованию за счет средств

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.