бесплатно рефераты
 

Аминистративная ответственность

только то деяние, за которое законодательством предусмотрена

административная ответственность. Компетентные государственные органы,

однако, вправе налагать административное наказание и передать материалы на

рассмотрение 1общественной организации или трудового коллектива,

ограничится замечанием, если с учетом характере совершенного правонарушения

и личности правонарушителя к кому целесообразно применять меру

общественного воздействия.

Реализация административных санкций не обязательно соответствует

административному правонарушению, но возможность их применения является его

обязательным свойством. Названный признак присущ основной массе

рассматриваемых правонарушений, но не всем. Исключение установлено,

например, ст. 2.5., «Административная ответственность военнослужащих и иных

лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов». КоАП РФ.

На основании дисциплинарных уставов на виновных налагаются дисциплинарные

наказания, но это не преобразует административные деликты в дисциплинарные.

Нужно отметить, что в ФРГ санкции выносятся специальными судами. Иначе

обстоит дело, как правило, во Франции; существуют исключения, в частности

для преподавателей, которые подсудны дисциплинарным судьям, состоящим из

преподавателей; их судят коллеги в качестве суда первой инстанции, а

апелляционной инстанцией будет выступать Высший совет национального

образования. Меры принятые таким путем в юрисдикционно-контрольной форме,

затем передаются из рассмотрения Государственного совета, но уже

посредством подачи кассационной жалобы, в то время как в отношении других

дисциплинарных мер подается обычная жалоба по поводу превышения власти.11

Административная ответственность базируется на следующих причинах:

законности, целесообразности ответственности, ответственности за вину,

неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности,

индивидуализации мер ответственности, гуманизма, гласности.

С одной стороны административное правонарушение – основание

административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак

административного правонарушения определяющего его юридическую природу. В

установленном законодательством случае, для признания деяния

административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между

деянием и его неблагоприятными противоправнымим последствиями в виде

причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и .т .д.

4. Структура Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях. Источники законодательства об административной

ответственности.

Характеризуя новый Кодекс, следует иметь в виду, что со времени

принятия Кодекса РСФСР от административных правонарушений (принят Верховным

Советом РСФСР 20.06.84) прошло 17 лет. За этот чрезвычайно длительный

период в России осуществлены исторического характера политические и

социально-экономические преобразования, коренным образом применившие облик

страны. Именно название преобразования с учетом конечно и других факторов и

условий являются главным побудительным мотивом, обусловившим необходимость

разработки и применения нового Кодекса РФ об административных

правонарушениях.

Прежде чем переходить к рассмотрению основных черт и особенностей

нового Кодекса, следует подчеркнуть плодотворный и конструктивный характер

Кодекса РСФСР 1984 г. и основанного на нем всего законодательства об

административных правонарушениях и административной ответственности,

успешно функционировавшего в течении 17 лет, конечно с учетом того, что в

Кодексе РСФСР об административных правонарушениях постоянно, по мере

необходимости, вслед за изменяющимися экологическими и социальными

условиями вносились существенные изменения и дополнения, что позволяло в

определенной степени поддерживать его соответствие действительным условиям

и ситуациям социально-экологической жизни России.

Административные правонарушения связаны с функционированием многих

сотен тысяч людей, граждан, физических и юридических лиц непосредственно

затрагивают их коренные жизненные интересы и потребности, поскольку

протекают во все без исключения сферы и области жизни, управления. Этот

вывод четко вырисовывался после ознакомления с особенной частью Кодекса,

забегая вперед, выделяем этот важный аспект.

Достаточно сказать, что особенная часть КоАП РФ начинается с

характеристики административных правонарушениях, посмеющих на праве граждан

(гл.5) продолжается в гл.6, посвященной административным правонарушениям,

посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

и общественную нравственность, и далее развивается в глвах – 7 и 8 и других

– об административных правонарушениях в области охраны собственности,

окружающей природной сферы и природоиспользования, а также в других

основных сферах и отраслях публичного управления.

Таким образом, имеющих в особенной части КоАП РФ подчеркнута особая по

существу всеохватываемая и возрастающая по мере усложнения рыночная

экономика и социальной инфраструктуры актуальность проблемы

административных правонарушений.

В КоАП РФ перенесен центр тяжести на защиту прав граждан, перемещен

акцент охраны интересов государства на защиту прав, законных интересов,

свобод гражданина, человека, что придает новому Кодексу черты подлинно

демократического закона с внутренне присущими ему глубоко гуманистическими

сущностью и направленностью.

Эта отличительная особенность видна не только на примере особенной

части нового Кодекса. В не меньшей степени она проявляется в разделе 1.

«Общее положение» в частности, в ст. 1.4. – принцип равенства перед

законом; 1.5. - принципе невиновности, диапозон действия которой новым

Кодексом значительно рассматривается, она применяется в сфере

административных правонарушений; 1.6. – обеспечение законности при

применении мер административного принуждения в связи с административным

правонарушением. Так, ч.3 данной статьи предусматривает, что применение мер

административного принуждения не допускаются решения и действия

(бездействия), унижающие человеческое достоинство.

Большое внимание в КоАП РФ уделено общим вопросам построения

(структуры) Кодекса, разграничению предметов ведения РФ в области

законодательства об административных правонарушениях. В частности, в ст.

1.3. Кодекса к ведение РФ отнесено установление общих положении принципов

законодательства об административных правонарушениях : перечня видов

административных наказаний, правил их применения и др.

Кодекс РФ об административных правонарушениях единственный

кодифицированный акт административного правового значения. В нем приведен

в определяющую систему нормативной правовой материал составляющий институт

административной ответственности. Тем самым осуществлено упорядочивание

значительного массива действующих административно правовых норм различного

уровня.

Новый кодекс административно правонарушений в целом воспринял

структуру кодекса административных правонарушений 1984г. те же пять

разделов содержащих, как и ранее 32 главы. Тем немение некоторые

усовершенствования можно обнаружить и в структурном плане главным образом

они касаются расположения нехороших для КоАП позиций. Раньше искусственно

проводятся “водораздел” между общими положениями и общей частью КоАП, в

силу чего единичные нормы концепуального характера расположились в двух

разделах кодекса. Сейчас весь нормативный материал подобного рода в полном

соответствии с логикой обьединен в раздел I “Общие положения”. Это дает

возможность до ознакомления с видовым разнообразием административных

правонарушений получить целостное представление об их законодательной

трактовке.

Теперь КоАП имеет следующую структуру.

Раздел I «общие положения» методологический самый важный (в прежней

редакции – самый устаревщий). В нем зафиксирован современный подход к

пониманию обьема законодательства об административных правонарушениях ;

определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства

об административных правонарушениях в круг субьектов административной

ответственности введены юридические лица; терминологически административные

взыскание трансформировались в административные наказания;

усовершенствована их система (упразднены исправительные работы, введен

новый вид наказания – дисквалификация).

Раздел II «Особенная часть» наиболее развернутый структурный

элемент кодекса, содержащий систему административных правонарушений,

группируемых по определенным сопредельным признакам (например:

посягательство на права граждан в области охраны собственности , в области

предпринимательской деятельности и т.д.). В отличии от КоАП 1984г.теперь

этот раздел включает не 10 а 17 глав. Количество конкретных составов

административных правонарушений с 273 возрасло до 402.

Раздел III «Суда, органы, должностные лица, уполномоченные

рассматривать дела об административных правонарушениях» содержат нормы,

определяющие с учетом присечений в сфере реализации исполнительной власти

систему названных субьектов, наделяемых юридически -властными полномочиями,

а также обьем их компетенции в отношении конкретных правонарушений и

нарушений , т.е. подведомственность дел об административных

правонарушениях.

Раздел IV «Производство по делам об административных

правонарушениях», содержащих административно - процессуальные нормы,

регламентирующие порядок рассмотрения разрешения дел об административных

правонарушениях. В состав КоАП этот раздел включен в силу того, что пока

еще не разработаны реальные проекты административно- процессуального

законодательства, подобные УПК, ГПК и АПК.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных

правонарушениях» повещен основам административно- исполнительного

производства.

КоАП – это законодательный акт, в котором обьединены и

систематизированы правовые нормы, регулирующие определенную область

общественных отношений. Являясь законодательным актом, он обьединил

правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в

разлчных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида

правонарушений - административных правонарушений и по поводу применения

особого вида юридической ответственности за их совершение-

административной ответственности11.

Сложность и многообразие административно- правовых норм,

обуславливающих значительное разнообразие источников законодательства от

административной ответственности.

Рассмотрим основные источники законодательства об

административной ответственности.

1. Конституция Российской Федерации Конституция в широком смысле -

основной источник российского права в целом и во многом его отдельных

отраслей.

Значительная часть правовых норм содержащихся в Конституции, имеет

административно-правовую направленность, является по характеру источником

законодательства об административной ответственности. Это например, ст. 110-

117, ч2 ст77; ч1,2,3 ст. 78 определяющие основные принципы организации и

деятельности органов исполняющей власти.

Нормы содержащиеся в Конституции ( например те которые указаны выше),

являются прежде всего нормами конституционного и одновременного

административного права. С принятием конституций республик в составе РФ

конституционная база (форма) источников законодательства об

административной ответственности.

1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу

федеральных законов относится: федеральный закон «О государственном

регулировании внешнеторговой деятельности от 13.10.1995г. ;

Федеральный закон «Об организации федеральной службы безопасности» от

03.04.1995г. ; федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996г.

и д.р.

2. Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно

использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к

различным отраслям российского права в том числе и законодательстве об

административной ответственности. Например, указ Президента РФ от

30.09.1992г. посвященный федеральным органам исполнительной власти.

3. Нормативные постановления Правительства РФ . Правительство РФ ведет

активную деятельность в области административно правового

нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти

издает правовые положения и иные акты , содержащие административно

правовые нормы либо целиком посвященные административно- правовым

вопросам. Например, Положение о Министерстве труда и социальном

развитии Российской Федерации (утвержденного постановлением

Правительства РФ 23.04.1997г.)

Помимо перечисленных источниками законодательства об административной

ответственности являются - общие правила, положения и другие акты

издаваемые Правительством РФ, например, Правила банковского обслуживания

населения, правила оказания услуг общественного питания.

4. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические

рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными

комиссиями, федеральными службами, российскими агенствами,

федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При

том неприменном условии, что в названных актах содержится

административно-правовые нормы , которые распространяют свое действие

на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо

имеют подведомственный характер, также акты содержащие

административно- правовые нормы подведомственного характера издают

например Министерство финансов РФ , Министерство здавоохранения РФ и

др.

Среди источников законодательства об административной ответственности

важную роль играют комплексные законы - кодексы, например Кодекс РФ об

административных правонарушениях. Таможенный кодекс РФ , Гражданский кодекс

РФ, Водный кодекс РФ, который содержит значительное количество норм

административного права. В частности , главе 63 Таможенного кодекса РФ

называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную

деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за

такие правонарушение, производство по делам о них расследование этих дел».

В Трудовом кодексе РФ являющихся фундаментом трудового законодательства и

трудового производства , содержатся административно- правовые нормы глава

«Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь

нормами трудового права, названные нормы теснейщим образом связаны с

законодательством об административной ответственности.

Необходимо подчеркнуть роль источников законодательстве об

административной ответственности на уровне субьектов РФ , издаваемых

организациями государственной власти нормативных актов, содержащихся

административно- правовые нормы . К этим актам относится конституционные и

иные нормативные акты республик в составе РФ ; уставы и законы краев и

областей , городов федерального значения , автономных областей , автономных

округов, а также постановлений и распоряжений глав администраций данных

субьектов РФ . В частности в соответствии со ст11 Устава (основного

закона) Ставропольского края все органы государственной власти и органов

местного самоуправления , должностные лица, граждане и их обьединения на

территории Ставропольского края , обязаны соблюдать устав (основной закон)

Ставропольского края, законы Ставропольского края . Таким образом очевидны

перспективы работ по систематизации законодательства об административной

ответственности .

4. Администратиное правонарушение : понятие, состав, отграничения от

преступления .

«В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ - Административным правонарушением

признается противоправное действие (бездействие) физического лица, за

которое настоящим кодексом или законами субьектов РФ об административных

правонарушениях установлена административная ответственность»

Это качественно новое определение административного правонарушения,

отличающее от данного в Кодексе РСФСР об администратиных правонарушениях

1984 года.

Во-первых, в новом Кодексе такое правонарушение определялось не как

безликое, неизвестно как совершенное действие (бездействие) физического или

юридического лица, т.е. четко указаны субьекты административного

правонарушения.

Во-вторых в новом кодексе говорится о административной

ответственности за действие (бездействие ) предусматривающие не только

КоАП РФ,но и законами субьектов Российской федерации. Таким образом,

серьезно расширен круг участников (субьектов), формирующих юридические

нормы об административной ответственности за административные

правонарушения.

Для понимания сущности административного правонарушения- необходимо

определить юридический состав административного правонарушения , т.е.

установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

Состав правонарушения включают в себя следующие элементы : обьект,

обьективная сторона , субьекты , субьективная сторона.

Обьектом правонарушения является общественное отношение, которое

охраняется административным правом

Формы выражения качественных обьектов могут быть различные : порядок

управления, собственность принципы и правила хозяйстования, общественный

порядок и т.д.

Обьективная сторона проступка – это деяние, выражающееся в нарушении

установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного правонарушения

законодатель во многих случаях становит в зависимость от времени, места,

способа, характере совершенного деяния, наступивших его вредных

последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его

систематичности.

Содержание объективной стороны может включать характер действия или

бездействия:

-неоднократность – совершение двух или более однородных

административных правонарушений.

- повторность – совершение одним и тем же лицом в течении года

однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к

административному наказанию.

- длящееся правонарушение- деяние сопряженное с последующим

длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под

угрозой административной ответственности, является единственным независимо

от продолжительности.

Различие длящегося и продолжаемого правонарушения заключаются в том,

что продолжаемый поступок – это несколько действий, каждое из которых

является проступком, как правило, они объединены умыслом.

Субъектами административного правонарушения являются вменяемые,

достигшие определенного возраста физические лица и лица, обладающие

специальным административно-правовым статусом, например, водители или

должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью.

Принято различать два вида субъектов административного

правонарушения:

1) Индивидуальный – граждан и другие категории лиц, обладающие

административно-правовым статусом совершившие административное

правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и

специальные лица, то есть лица, обладающие специальным

административно-правовым статусом, с учетом их правового положения,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.