бесплатно рефераты
 

Административное право в системе управления финансов и кредита

структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов

отечественных производителей работ и услуг;

участвуют в подготовке предложений по основным направлениям кредитной,

денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежной экономике;

разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной

инвестиционной политики;

разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного

бюджета Российской Федерации;

исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет

отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета

Российской Федерации;

осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального

бюджета;

совершенствует метод бюджетного планирования и порядок бюджетного

финансирования;

разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной

власти предложения о налоговой политике, развитии налогового

законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ;

координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов

исполнительной власти, на которые возложена ответственность за

обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных

платежей в федеральный бюджет;

участвует в разработке предложений об установлении размера ставок

таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры

государственных заимствований;

проводит с учетом Центрального банка РФ государственную политику в области

. эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

. выступает в установленном порядке в качестве эмитента государственных

ценных бумаг;

подготавливает предложения по формированию и использованию средств

государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по

установлению размеров отчислений в указанные фонды;

лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за

их деятельностью; ведет единый государственный реестр страховщиков и

объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;

осуществляет необходимые меры по выполнению обязательств РФ по кредитным

соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми

организациями;

участвует в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и

драгоценных камней РФ (Госфонда России), обеспечивает пополнение,

сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных металлов и драгоценных

. камней;

организует и проводит в соответствии с законодательством РФ пробирный

надзор в РФ; осуществляет контроль за извлечением, переработкой,

использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных

камней в организациях;

утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности,

инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме

бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных

организациях);

устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления

отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных

организаций;

участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает

формирование, функционирование и развитие системы аудита в РФ;

. проводит в соответствии с законодательством РФ аттестацию аудиторов и

лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской

системе);

проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические

проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета.

В состав Минфина России действует Федеральное казначейство, Положение о

котором утверждено постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27

августа 1993 г. № 864. Единая централизованная система органов федерального

казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных

органов федерального казначейства по субъектам федерации, городам (за

исполнением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Главная задача казначейства - организация, осуществление и контроль за

исполнением федерального бюджета на счетах казначейства в банках, исходя их

принципа единства кассы. Органы казначейства наделены широкими правами, в

том числе контрольного характера.

В качестве контрольных органов Минфина России выступают также

контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ в субъектах

Российской Федерации.

При Министерстве финансов РФ в качестве федеральных учреждений

действуют Государственные учреждение по формированию Государственного фонда

драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и

использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) и

Российская государственная пробирная палата (Пробирная палата России).

Помимо Минфина России в сфере финансового функционирует с определенными

исполнительными полномочиями Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

(ФКЦБ России). В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента

РФ от 1 июля 1996 г. №1009 в редакции от 3 апреля 2000 г., ФКЦБ России

является федеральным органом исполнительной власти по проведению

государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю

деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению

прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Правовая база для деятельности

ФКЦБ – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Комиссия имеет множество

функций, важнейшие из которых: разработка основных направлений развития

рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов

исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных

бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию

ценных бумаг на территории РФ, и порядка регистрации эмиссии и проспектов

эмиссии ценных бумаг; утверждение единых требований к правилам

осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе

стандартов страхования и гарантий на рынке ценных бумаг; установление

порядка лицензирования и осуществление лицензирования различных видов

профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также

приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения

законодательства о ценных бумаг.

Определенная роль в системе управления государственными финансами

отводится Государственному таможенному комитету Российской Федерации,

поскольку осуществляемая им и его подразделениями (региональными

таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами) деятельность

обеспечивает, в частности. Поступление в бюджет значительных денежных

средств. Поступление этих средств результат выполнения таможенными органами

функций субъектов валютного и экспортного контроля.

Согласно Закону РФ «О налоговых органах Российской Федерации»,

налоговые органы Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и

своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других

обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля

за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах

компетенции налоговых органов.

Единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации

образуют Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его

территориальные органы – управления Министерства по субъектам РФ,

межрегиональные инспекции Министерства, инспекции Министерства по районам,

районов в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства

межрайонного уровня.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) – федеральный орган

исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением

законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и

своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей

налогоплательщиками, участвующий в выработке налоговой политики и

осуществляющий ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты

всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов,

сборов и других обязательных платежей, обеспечивающий межотраслевую

координацию, государственный контроль и регулирование в области

производства и оборота элитного спирта и алкогольной продукции, а также

осуществляющий в установленном порядке валютный контроль.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением

правительства РФ от16 декабря 2000 г. № 783, основные задачами МНС РФ

включает:

1) контроль за соблюдением законодательства о налога и сборах,

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,

сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и

государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;

2) участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью

обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и

государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных

платежей в полном объеме;

3) осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о

валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых

органов;

4) осуществления государственного контроля производства и оборота

этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей,

алкогольной и табачной продукции.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство осуществляет, в

частности, следующие функции:

проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и

других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции

разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы

заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам,

налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой

налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением

законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним

нормативных правовых актов, правильность исчисления, полнотой и

своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в

соответствующий бюджет и государственные фонды;

ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;

обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных

или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

подготавливает в пределах своей компетенции предложения по

совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений,

развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также

валютного законодательства и законодательства в области производства о

налогах и сборах;

применяет установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения

законодательства о налогах и сборах;

проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами

мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;

осуществляет контроль за соблюдением правил использования контрольно-

кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях,

обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с

законодательством РФ;

осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по

производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и

табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной

деятельности.

Налоговые органы, в том числе МНС РФ, обладают большими правами,

установленными Налоговым кодексом РФ (ст.31), Законом РФ «О налоговых

органах Российской Федерации» и Положением о Министерстве РФ по налогом и

сборам.

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации

(Банк России)», основными целями деятельности Центрального Банка РФ

являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его

покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и

бесперебойного функционирования системы расчетов. При этом получение

прибыли не являются целью деятельности банка.

Банк России выполняет следующие функции: во взаимодействии с Правительством

РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную

политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,

организует систему рефинансирования; устанавливает правила осуществления

расчетов в Российской Федерации; определяет правила проведения банковских

операций; бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдаёт и

отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их

аудитом; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

выполняет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже

иностранной валюты; организует и осуществляет валютный контроль как не

посредственно, так и через уполномоченные банки, а также реализует иные

функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России имеет свои территориальные органы, в пределах своих полномочий

и издаёт нормативные акты, обязательные для органов государственной власти

и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Счётная палата РФ – постоянно действующий орган государственного

финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчётный

ему. В соответствии с Федеральным законом «О Счётной палате Российской

федерации» её задачами являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных

и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных

фондов по объёмам, структуре и целевому назначению; определение

эффективности и целесообразности расходов государственных средств и

использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального

бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных

правовых актов федеральных органов государственной власти,

предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств федерального

бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и

бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального

бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка

предложений, направленных на их устранения, а также на совершенствование

бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального

бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ,

уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений Российской

Федерации.

Следует обратить внимание, что с недавнего времени в финансовой сфере начал

действовать ещё один орган – Комитет Российской Федерации по финансовому

мониторингу (КФМ России), образованный Указом Президента РФ от 1 ноября

2001 г. №1263. Этот федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный

принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путём, и координирующей деятельностью в этой сфере

иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ подотчётен Министерству

финансов РФ, а обязанности председателя Комитета исполняет первый

заместитель министра финансов.

Правовую базу деятельности КФМ России составляет Федеральный закон «О

противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным

путём». Основные задачи Комитета включают:

1) сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами

или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

2) создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных

в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путём;

3) направление соответствующей информации в правоохранительные органы в

соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований,

свидетельствующих о том, что операция, сделка связанны с легализацией

(отмыванием) доходов, полученных преступным путём;

4) осуществление в соответствии с международными договорами Российской

Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами

иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путём;

5) представление Российской Федерации в международных организациях по

вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путём.

Литература

1) Конституция Российской Федерации – М., 1998

2) Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях. – М.,

2002.

3) Административное право России / Под ред. Коренева А.П. Учебник. В 3 ч.

Ч. 1. и 2. 3-е изд. – М.: Щит-М, 2001.

4) Административное право России: Учебник: В 3 ч. Ч. 2 / Под ред. А.П.

Коренева. – М.: Щит-М, 2001.

5) Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:

Юристъ, 2001.

6) Алехин А.П., Кормолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российский Федерации: Учебник. – М.: Зерцало,1999.

7) Бархах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.:

НОРМА; ИНФРА-М, 2000.

8) Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. - М.:

НОРМА; ИНФРА-М, 1998.

9) Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учебное

пособие. - М.: Юристъ, 2000.

10) Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. 3-е изд. – М.:

Юристъ, 2000.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.