бесплатно рефераты
 

Административное право в системе управления финансов и кредита

Административное право в системе управления финансов и кредита

Московский Экономико-Финансовый Институт

Курсовая работа по предмету

«Право»

Административное право в системе управления финансов и кредита

Выполнил студент группы:

7МТ-331-ВЧ-С

Воротников В. В.

Проверил:

Пивоваров Ю. Ф.

Москва 2004

Содержание

Введение 3

Управление в области финансов и кредита 6

Литература 15

Введение

Административное право – одна из ведущих отраслей права, нормы которой

регулируют общественный отношения, возникающие в процессе реализации

исполнительной власти.

Административное право определяет правовое положение граждан, местных

органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных

формирований в сфере управления, устанавливает формы и методы деятельности

исполнительной власти, регламентирует порядок образования её органов, их

компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, способы обеспечения

законности в государственном управлении, взаимоотношения органов

исполнительной власти с другими государственными органами, общественными

объединениями, организациями и гражданами, регулирует управленческие

отношения в экономике, социальной, культурной и других сферах

жизнедеятельности.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений,

регулируемых ее нормами.

Предмет административного права – это совокупность общественных

отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности

исполнительной власти. Поскольку они неразрывно связаны с государственно-

управленческой деятельностью их обычно характеризуют в качестве

управленческих отношений. В этих отношениях:

1) опосредуются связи между управляющими (субъект управления) и

управлениями (объект управления), в основе которых целенаправленное и

упорядочивающее воздействие на поведение людей и их объединений;

2) находят свое непосредственное выражение публично-правовые интересы и

соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на

общественные связи;

3) реализуется государственная политика соблюдения и защиты прав и

свобод граждан, их объединений, а также регулирования в экономической,

социально-культурной и административно-политической сферах жизни

государства и общества;

4) получает наглядное выражение одна из вервей государственной власти,

а именно механизм реализации исполнительной власти.

В обобщенном виде общественные отношения, регулируемые административным

правом, возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного

управления. По своей направленности и целям регулирования их нормами

административного права могут быть внешними и внутренними. Внешними

называются отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи,

функции полномочия органов исполнительной власти, например, отношения между

органами исполнительной власти и гражданами. Внутренние

(внутриорганизационные или внутрисистемные) возникают в процессе

деятельности не только органов исполнительной власти, но и субъектов

представительной (законодательной) и судебной властей, а также органов

прокуратуры при руководстве их аппаратами.

Метод правового регулирования – это совокупность способов и средств

воздействия на волю и поведение участников общественных отношений.

Для любой отрасли права характерны следующие методы правового

регулирования:

распоряжение (повеление) – возложение на участников общественных

отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с

требованиями правовой нормы (метод прямого распорядительства-предписания);

запрет – предписание иного юридического содержания, смысл которого состоит

. в том, что нормы права возлагает на их адресатов прямую юридическую

обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых

действий в условиях, предусмотренных данной нормой;

дозволение – разрешения совершать те или иные юридически значимые действие

. в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержание от их

осуществления по своему смотрению.

Каждая правовая отрасль использует названные методы с учетом

особенностей своего предмета регулирования, т.е. соответствующих

общественных отношений. В связи с этим различия между отраслями права можно

провести по степени используемого на практике того или иного метода. Так,

для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права –

дозволения, для административного права – предписания, поскольку отношения,

регулируемые им, построены не на равенстве их участников, а на началах

«власти – подчинения».

Большая часть норм административного права носит повелительный

(императивный) характер. Нормы в виде распоряжений выражают государственную

волю, побуждают и принуждают участников управленческих отношений к

определенному виду действий или формам правомерного поведения. Предписание,

исходящее от органа исполнительной власти и выражающее его односторонне-

властное волеизъявление, обязательно для других участников общественных

отношений, регулируемых административным правом.

Однако в определенных ситуациях административное право предусматривает

возможность возникновение управленческих отношений, построенных на началах

юридического равенства сторон (например, заключение договоров между

субъектами РФ).

Система административного права

Административное право есть целостная система правовых норм и

институтов, тесно взаимосвязанных между собой. Их объединяет предмет, цель

и метод регулирования.

Система административного права делится на Общую и Особенную части.

Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а

Особенная часть состоит их норм, действующих в пределах отдельных отраслей

и сфере деятельности исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных

субъектов права) и негосударственных организаций;

регулирующие организацию и деятельность исполнительной власти (аппарата

государственного управления), в том числе государственно-служебные

отношения;

обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

регламентирующие административное принуждение и административную

ответственность.

Особенная часть включает институты, регулирующие:

организационно-хозяйственную деятельность;

социально-культурную деятельность;

административно-политическую деятельность;

межотраслевую управленческую деятельность.

Административное право регулятивное действие осуществляется путем

реализации следующих функций:

А) правоисполнительной;

Б) правоустановительной;

В) правоохранительной;

Г) организационной;

Д) координационной.

Свою служебную роль, выражающуюся в его функциях, административное

право выполняет, руководствуясь принципами, положенными в основу

практической реализации исполнительной власти. В их числе приоритетность

интересов личности, разделение властей, законность, федерализм,

ответственность.

Цели административного права составляют:

создание условий для эффективной деятельность исполнительной власти;

обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью

реализации прав и свобод, осуществление которых связанно с

функционированием исполнительной власти;

защита граждан и общества от административного произвола.

Управление в области финансов и кредита

Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ к ведению Российской Федерации

относится финансовое, валютное кредитное регулирование, денежная эмиссия,

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды

регионального развития; в совместном ведении РФ и её субъектов находится

установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской

Федерации.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и

местного самоуправления. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и

местные бюджеты являются самостоятельными, что обеспечивается наличием

собственных источников доходов и правом определять направления их

использования и расходования. Бюджеты должны быть реальными, выполнимыми и

по возможности бездефицитными. Они призваны способствовать поступательному

развитию экономики страны, высокому уровню социальной защиты граждан, а

также обороноспособности государства.

Правовая основа деятельности государства в бюджетной сфере – Бюджетный

кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. Он определяет принципы

функционирования бюджетной системы страны, основы бюджетного процесса и

межбюджетных отношений. Бюджетная система Российской – это основанная на

экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая

нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов федерации,

местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетный

процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов

государственной власти, органов местного самоуправления и участников

бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,

проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и

исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также

по контролю за их исполнением.

Государственные бюджеты – федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ

ежегодно утверждается соответствующими законами. Бюджетным кодексом

установлено казначейское исполнение бюджетов.

Бюджетная классификация Российской Федерации – группировка доходов и

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источником

финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении

проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает

сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Она

установлена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115-Ф3 в редакции

от 5 августа 2000г. «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Финансирование – это предусмотренный бюджетом целевой, безвозвратный и

безвозмездный отпуск денежных средств, осуществляемый финансовыми органами.

Финансирование бюджетных учреждений производится на основе составляемых

смет расходов.

Основным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней

является налоги и сборы, поэтому организации налогового дела уделяется

особое нормативно-правовое внимание. Под налоговой системой Российской

Федерации понимается совокупность налогов и сборов, а также методов и

механизмов их исчисления и взыскания.

В этой сфере в настоящее время действуют: части первая и вторая

Налогового кодекса РФ, Законы РФ «Об основах налоговой системы в Российской

Федерации» (с изменениями), «О таможенном тарифе», «О налоге на операции с

ценными бумагами», Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доходов

для определенных видов деятельности», «О налоге на игорный бизнес» и ряд

других нормативных правовых актов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается

обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,

хозяйственного ведения или оперативного управления деятельности денежных

средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,

взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из

условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными

органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами

и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление

определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В РФ устанавливаются:

федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные

налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Кредитование является частью финансовой системы государства, это вид

банковских операций, сущность которых заключается в выдаче на определенный

срок возвратных денежных средств под определенные проценты. Занимающаяся

кредитованием банковская система страны состоит из Центрального банка РФ

(Банка России), российских кредитных организаций (банков и небанковских

кредитных организаций), а также филиалов и представительств иностранных

банков.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во

вклады денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях

возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов

физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация имеет

право осуществлять только отдельные банковские организации. Отношения

кредитных организаций и государства характеризуются тем, что кредитная

организация не отвечает по обязательствам государства и наоборот, однако

государство регулирует банковскую сферу деятельности и в последнее время

пытается предпринять определенные меры по реформированию банковской

системы.

Правовую основу деятельности банковской системы составляют Федеральные

законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке

Российской Федерации (Банк России)», «О несостоятельности (банкротстве)

кредитных организаций» и «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Еще одним институтом финансовой системы государства является

страхование. Его развитие для современной России особенно значимо,

поскольку число объектов страхования постоянно возрастает: жизнь и здоровье

человека. Имущество граждан и организаций, предпринимательские риски и т.д.

соответственно растет и рынок страховых услуг.

Важную роль для обеспечения социальной защиты населения играет

обязательное социальное страхование (пенсионное, от несчастных случаев на

производстве и т.п.) и обязательное государственное страхование

военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Правовую базу страхования составляют Законы РФ «Об организации

страхового дела в Российской Федерации», Федеральные законы «Об основах

обязательного социального страхования», «Об обязательном государственном

страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные

сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-

исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой

инспекции» и ряд других нормативно-правовых актов.

В области финансов, бюджета, кредита и налогов на федеральном уровне

действует несколько органов государственного управления. Согласно

действующему законодательству проводится определенная грань между чисто

финансовой, кредитной и налоговой функциями органов исполнительной власти,

однако, все они действуют в тесной взаимосвязи и, сохраняя свою

самостоятельность, составляют систему финансовых органов государства.

Общее руководство финансовой деятельностью осуществляет Правительство

России, которое в соответствии Федеральным конституционным законом «О

Правительстве Российской Федерации» обеспечивает проведение единой

финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет

Государственной Думе Федерального Собрания РФ федеральный бюджет,

обеспечивает его исполнение, отчитывается перед ней об исполнении

федерального бюджета, разрабатывает и реализует налоговую политику,

обеспечивает совершенствование бюджетной системы, принимает меры по

регулированию рынка ценных бумаг, осуществляет управление государственным

внутренним и внешним долгом Российской Федерации с иностранными

государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой

политике цен.

Основной объем управленческих функций в области финансов приходится на

долю Министерства финансов РФ, его территориальные органы, а также

финансовые органы субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В

соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от

6 марта 1998 г. № 273, Министерство финансов РФ (Минфин России) –

федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой

финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политике в Российской Федерации

и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов

исполнительной власти.

Основные задачи Министерства:

1) совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного

федерализма;

2) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и

валютной политики в РФ;

3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях

социально-экономического развития России;

4) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в

установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об

исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

5) разработка программ государственных заимствований и их реализация в

установленном порядке от имени Российской Федерации; управлением

государственным внутренним и внешним долгом России;

6) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых

рынков в российской Федерации;

7) участие в разработке и проведении единой политики в сфере

формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов

и драгоценных камней;

8) разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и

отчетов об их исполнении;

9) осуществление в пределах своей компетенции государственного

финансового контроля;

10) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и

отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ

и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ

аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

В соответствии с возложенными на него задачами Минфин России выполняет,

в частности, следующие основные функции:

подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной

. системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных

отношений с субъектами федерации;

участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.