бесплатно рефераты
 

Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

исключают того, что за определённые административные правонарушения

можно понести также дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную и

иную ответственность. Взаимоисключающими являются лишь административная

и уголовная ответственности за совершение одного и того же деяния.

|8. В отличие от административных правонарушений, многие из которых не

носят общественно-опасный характер, хотя и являются антиобщественными

проявлениями, коррупционные пра-

вонарушения, в каких бы конкретных деяниях они не выражались, всегда

представляют общественную опасность, поскольку они объективно способны

причинять или создавать угрозу причинения вреда государству и обществу,

а именно установленному порядку осуществления служебных полномочий

лицами, уполномоченными на выполнение функции государства.

9. Признак противоправности отражает запрещённость определённого

поведения как причиняющего или создающего угрозу причинения вреда.

10. Признак наказуемости является обязательным для коррупционных

правонарушений, поэтому нормы, предусматривающие их, выгодно отличаются

от некоторых других. Например, в соответствии со статьей 5 Закона «О

статусе депутатов местных ^Советов народных депутатов» депутат не может

использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с

депутатской деятельностью. Однако случаи нарушения этого запрета

неединичны, хотя ответственности за это виновные депутаты практически

не несут благодаря тому, что для приведенной нормы, содержащей признаки

противоправности и виновности, признак наказуемости не характерен.

11. Виновность как признак коррупционных правонарушений предполагает

наличие у лица соответствующего психического отношения к совершённому

действию или бездействию, а именно умысла, о чем свидетельствует

проведенный анализ норм Закона «О борьбе с коррупцией»

Целью административного взыскания в виде штрафа, который, согласно

статьям 7—11 Закона «О борьбе с корруп-щией», налагается на

правонарушителей, является, как целью •любого другого административного

взыскания, воспитания лица в духе соблюдения законов, так и

предупреждением подобных нарушений как самим правонарушителем, так и

другими лицами, уполномоченными на выполнение функций государства (по

аналогии со статьей 23 КоАП).

г-\ 24. Статьями 24—32 КоАП предусмотрены различные виды ,'

административных взысканий. При этом, как следует из смыс-' ла статьи

24 КоАП, за конкретное правонарушение может быть ' применено лишь такое

взыскание, которое прямо предусмотрено в норме, предусматривающей

ответственность за это правонарушение. Из всех видов административных

взысканий Законом «О борьбе с коррупцией» предусмотрен лишь штраф,

который является основным видом наказания и может взыскиваться только в

денежной форме в тех относительно-определённых размерах, которые

установлены нормами указанного Закона.

Дополнительными видами административных взысканий, согласно статье 25

КоАП, являются конфискация и возмездное изъятие предметов, однако они,

наряду со штрафом, по делам о коррупционных правонарушениях

применяться не могут, поскольку в санкциях статей 7—11 Закона «О

борьбе с коррупцией» не предусмотрены. Часть 3 статьи 1 этого Закона

предполагает специфический порядок взыскания (возмещения) предметов

коррупционных правонарушений, который, согласно пункту 4 постановления

Верховного Совета Украины от 5 октября 1995 г. «О порядке введения в

действие Закона Украины «О борьбе с коррупцией», регулируется

специальным Положением, принятым Кабинетом Министров Украины.

Правила наложения административного взыскания за коррупционные

правонарушения регулируются главой 4 КоАП. В соответствии с ними:

— взыскание за коррупционное правонарушение налагается судом в

пределах, установленных в санкциях статей 7—11 Закона «О борьбе с

коррупцией»;

— при наложении взыскания учитываются характер совершённого

правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное

положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

— при совершении лицом двух и более коррупционных правонарушений

административное взыскание налагается в пределах санкции,

установленной за более серьёзное правонарушение из числа совершённых.

При этом могут применяться также иные виды дополнительной

ответственности, предусмотренные санкциями этих норм (см. комментарий

к статье 7 Закона);

— административное взыскание может быть наложено не позднее двух

месяцев со дня совершения коррупционного правонарушения, при длящемся

правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения, а в случае отказа

в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в

действиях нарушителя признаков коррупционного правонарушения — не

позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении

уголовного дела либо о его прекращении (при этом давнос-тный срок

завершается в 12 часов ночи последних суток установленного срока).

—----

Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся

административному взысканию, в сатьях 7 и 8 Закона «р борьбе о.

коррупцией» устанавливается иначе, чем Э10\ определено в статье 39 КоАП

Украины, где такой срок равен году со дня окончания исполнения

взыскания. Анализ норм, изложенных в указанных статьях, показывает, что

лицо считается не подвергавшимся административному взысканию лишь после

того, как пройдёт три года со дня его увольнения с должности или иного

отстранения от выполнения функций государства, связанного с совершением

им коррупционного деяния;

если речь идёт о народном депутате Украины, народном депутате

Автономной Республики Крым, депутате или председателе местного Совета

народных депутатов — пять лет с момента прекращения депутатских

полномочий, связанного с совершением/ такого деяния. В случае, когда

лицо уволено с должности или иным образом отстранено от выполнения

функций государства за нарушение им специальных ограничений,

предусмотренных статьей 5 Закона, такой срок составляет один год со дня

его увольнения (иного отстранения от выполнения функций государства). В

случае совершения иных правонарушений, связанных с 1 коррупцией,

предусмотренных статьями 6, 9—11 Закона, срок, по истечении которого

лицо считается не подвергавшимся административному взысканию,

законодательством Украины не установлен. Его следовало бы установить в

пределах, предусмотренных статьей 39 КоАП Украины.

Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционного деяния и

иного правонарушения, связанного с кор-1) рупцией, является производной

от административной ответствен-1 нести за такие же правонарушения. Она

применяется на основа-! нии постановления суда о привлечении к

административной ответственности за эти правонарушения и в случаях,

предусмотренных частями 1 и 2 статьи 7, частью 2 статей 8 и 9, частью 3

статей 10 и 11 Закона «О борьбе с коррупцией». ,

28. Основания и порядок привлечения лица к дисциплинарной

ответственности за совершение коррупционного деяния или ;

иного правонарушения, связанного с коррупцией, определяются нормами

иных законодательных актов Украины в части, не противоречащей Закону «О

борьбе с коррупцией».

раины предусматривают обязательное получение письменного объяснения от

лица, совершившего дисциплинарный проступок, а в случае необходимости —

проведение служебной проверки, срок который не может превышать двух

месяцев. О наложении дисциплинарного взыскания издаётся приказ

прокурора, с которым работник ознакамливается под роспись. С приказом

могут быть ознакомлены работники соответствующей прокуратуры, а также,

при необходимости, личный состав органов прокуратуры Украины.

54. Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Украины каких-либо

особенностей дисциплинарного производства, по сравнению с положениями

КЗоТ Украины и Закона «О государственной службе» не установлено.

55. Во Временном дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Украины данный

порядок регламентируется достаточно подробно. Статьями 87—111 устава

предусмотрено проведение дисциплинарного расследования, установлен срок

его проведения (5 суток), определены лица, которым можно или нельзя

поручить его проведение, указаны порядок принятия решения о наложении

дисциплинарного взыскания и его оглашения.

56. Как следует из статей 222, 232 КЗоТ Украины, обжалование

дисциплинарного взыскания в виде увольнения с должности любого

государственного служащего, кроме судей, прокурорско-следственных

работников и имеющих классные чины работников учебных, научных и других

учреждений прокуратуры, а также военнослужащих и лиц рядового и

начальствующего составов органов внутренних дел, производится в

районном (городском) суде в порядке, установленном статьями 233—241'

КЗоТ Украины.

57. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона «О статусе судей», судьями

обжалуется не сам факт увольнения с должности, а лишь решение

квалификационной комиссии о наложении дисциплинарного взыскания.

Обжалование производится в течение 10 дней в Высшей квалификационной

комиссии судей Украины.

58. Работником прокуратуры Украины приказ об увольнении его с должности

может быть обжалован в Верховный Суд Украины в месячный срок со дня

ознакомления с приказом, как указано в части 2 статьи 16

Дисциплинарного устава прокуратуры Украины.

59. В соответствии со статьями 40, 43 Дисциплинарного устава органов

внутренних дел Украины, при увольнении со службы по инициативе

администрации работник милиции обжалует неправомерные действия

начальников у вышестоящих должностных лиц, а в случае отклонения ими

его жалобы — обращается в суд. В органах внутренних дел жалоба должна

быть рассмотрена в срок до одного месяца; в случае необходимости

проведения специальной проверки этот срок может быть продлён ещё на

один месяц.

60. Согласно действующему порядку, установленному в статьях 118—122

Временного дисциплинарного устава Вооружённых Сил Украины,

военнослужащий подаёт жалобу о его незаконном увольнении со службы

непосредственному начальнику того лица, чьим решением он был уволен, а

в случае отклонения им жалобы — в военный суд.

61. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона «О борьбе с

коррупцией» государственный или выборный орган, после получения

постановления суда о наложении административного взыскания на лицо,

совершившее правонарушение, связанное с коррупцией, вправе

самостоятельно решать вопрос об увольнении виновного с должности или об

ином его отстранении от выполнения функций государства. При этом факт

совершения указанного правонарушения считается установленным.

Служебным расследованием (проверкой) могут устанавливаться лишь

отдельные обстоятельства совершения коррупционного правонарушения,

связанные с нарушением служебных (трудовых) обязанностей лица, причины

совершения правонарушения и условия, ему способствовавшие. По окончании

расследования соответствующим государственным органом (должностным

лицом) не может быть принято решение о Применении к виновному другого

вида дисциплинарного взыскания, кроме увольнения с должности, поскольку

последнее предусмотрено как единственно возможный вид дисциплинарного

взыскания за корруп-

ционные правонарушения.

Если решение суда о наложении административного взыскания за

коррупционное правонарушение опротестовано в установленном законом

порядке, то государственный орган (должностное лицо) обязан

приостановить принятие решения об увольнении с должности до вступления

в силу постановления суда.

62. Увольнение лица с должности за совершение коррупционного

правонарушения должно производиться на основании статьи 41 КЗоТ

Украины.

63. Согласно части 7 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата

Украины», народный депутат Украины в течение пяти лет после окончания

его полномочий не может быть в порядке дисциплинарного взыскания уволен

с работы по инициативе владельца предприятия, организации, учреждения

или уполномоченного им органа; с воинской службы, службы в органах

Министерства внутренних дел. Службы безопасности Украины — по

инициативе командования, исключён из колхоза другого кооператива,

учебного заведения, понижен в должности или в звании без

предварительного согласия Верховного Совета Украины.

Аналогичное положение в отношении действующего народного депутата

Украины законодательством не установлено и установлено быть не может,

поскольку, согласно статье 4 Закона «О статусе народного депутата

Украины», народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на

постоянной основе и не имеет

права занимать другие должности в государственных органах и,

их аппарате. В этой связи следует признать, что в том случае, если

народный депутат Украины, в нарушение действующего законодательства,

всё же занимает должность государственного служащего, к нему как к

государственному служащему могут применяться любые меры

дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение с должности без

предварительного согласия на это Верховного Совета.

64. Законом «О статусе депутатов местных Советов народных депутатов» не

запрещено привлекать депутатов местных Советов к дисциплинарной

ответственности за нарушения, допущенные ими по месту их основной

работы (депутаты местных Советов, согласно статье 5 данного Закона, не

имеют права занимать должности глав местных государственных

администраций, их заместителей, руководителей их структурных

подразделений, а также являться прокурорами, судьями и арбитрами, но,

согласно статье 4 этого же Закона, осуществляют свои полномочия, не

порывая с другой служебной деятельностью).

Следовательно, руководители депутатов местных Советов, работающих

постоянно в других государственных органах, вправе привлекать их к

дисциплинарной ответственности за совершение любых дисциплинарных

правонарушений, в том числе и содержащих признаки коррупционных,

независимо от привлечения или непривлечения таких депутатов к

административной ответственности за коррупционные правонарушения.

65. Невозможность привлечь к административной ответственности за

совершение коррупционных правонарушений других лиц, которые пользуются

так называемым правом неприкосновенности (например, судей), в случаях,

когда, скажем, установленный законодательством двухмесячный срок для

привлечения лица к административной ответственности истёк, не исключает

их привлечения к дисциплинарной ответственности в общем порядке,

поскольку коррупционное правонарушение всегда содержит в себе признаки

дисциплинарного, а установленный Законом «О борьбе с коррупцией»

порядок привлечения лица к ответственности за коррупционное

правонарушение предусматривает дисциплинарную ответственность не как

основную, а как производную.

66. Закон «О борьбе с коррупцией» не исключает возможности

привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности

до возбуждения административного производства по факту совершения

коррупционного правонарушения, когда руководитель принимает меры

дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения с должности на

основании проведенного внутреннего расследования. Кроме того, принятие

таких мер не освобождает руководителя от других его обязанностей,

предусмотренных статьей 10 Закона «О борьбе с коррупцией».

67. Административная и уголовная ответственности за коррупционные

правонарушения являются взаимоисключающими видами, при этом к

административной лицо может быть привлечено лишь в том случае, если не

имеется оснований для его привлечения к уголовной ответственности.

Основанием уголовной ответственности за коррупционные правонарушения

может явиться лишь наличие в деянии лица состава преступления,

предусмотренного определёнными статьями УК Украины. Это могут быть

статьи 165, 166, 168, 172, 176, 176», 254, 2542, 2543,

предусматривающие ответственность за злоупотребление властью или

служебным положением, превышение власти или служебных полномочий,

получение взятки, вынесение судьями заведомо неправосудного решения,

приговора, постановления или определения, вмешательство в разрешение

судебных дел, а также ряд других статей УК Украины.

68. Гражданско-правовая и материальная ответственности за

коррупционные правонарушения являются дополнительными видами

ответственности и могут применяться лишь при наличии | соответствующих

оснований. Основания гражданско-правовой ответственности предусмотрены

Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами Украины, законами

«О собственности», «О залоге», «Об авторском праве и смежных правах»,

«Об охране прав на промышленные образцы», «Об охране прав на

изобретения и полезные модели», «Об охране прав на знаки для товаров и

услуг». Декретом Кабинета Министров Украины «О страховании», другими

законодательными актами Украины, основания материальной

ответственности — главой 9 КЗоТ Украины и Положением о материальной

ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству,

утверждённым Постановлением Верховного Совета Украины от 23 июня 1995

года.

Гражданско-правовую ответственность при совершении коррупционных

правонарушений государственный служащий или иное лицо, уполномоченное

на выполнение функций государств ва, обязано нести, например, в случае

причинения им физического, морального или имущественного вреда

физическим и юридическим лицам и в других случаях (см. комментарий к

ст-ям 13 и 15 Закона).

69. Материальную ответственность лицо, уполномоченное на выполнение

функций государства, в случае совершения им кор рупционного

правонарушения, может нести в случае, если, на пример, это

правонарушение связано с причинением вреда учреждению излишними

денежными выплатами, или с непринятием руководителем мер по

предупреждению расхищений и т.п. (статья 133 КЗоТ Украины), с

незаконным увольнением подчинённого (пункт 8 статьи 134 КЗоТ Украины),

с нарушением военным начальником установленного порядка учёта,

сохранения, использования и перевозки военного имущества (статья 11

Положения о материальной ответственности военнослужащих за

ущерб, причинённый государству) и в других случаях, предусмотренных

законодательством (см. комментарий к статьям 13, 15 Закона).

70. Частью 1 статьи 15 Кодекса Украины об административных

правонарушениях установлено общее правило, согласно которому

военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица

рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут

ответственность за административные правонарушения в соответствии с

дисциплинарными уставами. Эта же статья предусматривает, что на общих

основаниях указанные лица несут ответственность лишь за нарушение

правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных

запасов, таможенных правил, за совершение корруп-ционных деяний и иных

правонарушений, связанных с коррупцией, неправомерное использование

государственного имущества, непринятие мер по частному определению

суда или частному постановлению судьи, по представлению органа

дознания, следователя или протесту, предписанию или представлению

прокурора, за уклонение от исполнения законных требований прокурора и

контрабанду.

В части 2 статьи 3 Закона «О борьбе с коррупцией» подчёркнуто, что

военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица

рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, за

совершённые коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с

коррупцией, несут административную ответственность на основаниях и в

порядке, предусмотренных этим Законом, а также дисциплинарную,

гражданско-правовую и материальную ответственности в соответствии с

требованиями действующего законодательства, если эти виды

ответственности подлежат применению в связи с совершёнными ими

правонарушениями.

Таким образом, никаких исключений в порядке привлечения к

ответственности и в выборе видов и мер ответственности при совершении

коррупционных правонарушений для военнослужащих, призванных на сборы

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.